В стеклянной оправе: что кроется за созданием парфюмерных флаконов


У общества не отнять любви к красивым, эстетическим вещам и процессу их творения. Это касается и ольфакторного дела: флаконы парфюмов так же важны, как и их содержимое. Бутылочки и пузырьки для разнообразных эссенций и эфирных масел наши предки делали еще до нашей эры, а изготавливали их из глины, дерева и даже слоновых бивней. Cосуды в форме женского тела, найденные на раскопках в Греции, наверняка составили бы конкуренцию гламурным духам Ким Кардашьян, смелое оформление которых выполнено по эскизам ее роскошного тела.

Немного истории
Делать вычурные флаконы для массового потребителя начали в конце ХIХ века. А само зарождение мастерства в более-менее привычном для нас виде началось в XVII веке, когда в Европе знать и богатые люди активно пользовались духами в гигиенических целях. Парфюмерная и косметическая посуда того времени украшалась замысловато и изысканно – золотом, камнями, керамикой. Нескучной была и форма: силуэты ангелов, птиц, насекомых создавались в мастерских той эпохи. В основном такие вещицы были в небольшом количестве экземпляров и делались под заказ.

Со временем парфюмерное дело набрало оборотов, заработали масштабные производства. И приблизительно тогда же, в начале XX столетия, открывались первые универсальные магазины. Маркетинг дал свой толчок – компании боролись за покупателей. Так появился дизайн упаковки духов, уже знакомый для нас сегодня. У истоков этого явления стояли такие гиганты, как Guerlain, Houbigant и в особенности Coty. Франсуа Коти первым обратился с предложением сотрудничества к самому известному дизайнеру и стеклодуву Рене Лалику. Что интересно, Coty по сей день получает награды FIFI, в том числе за оформление. Не менее известными считаются творения Baccarat для L’Heure Bleue и Mitsouko дома Guerlain, а также для Elizabeth Arden и многих других.

По ту сторону стекла
Внешний фактор играет важную, иногда даже главную роль. Многие нишевые бренды «одевают» свои духи в ювелирные емкости ручной работы, украшенные драгоценными металлами, бриллиантами и кожей. К примеру, как это сделали бренды Clive Christian Imperial Majesty и The House Of Oud в коллекции Klem Garden.

Существует также один интересный факт, в который сложно поверить: зачастую флакон появляется раньше, чем аромат, для которого он придуман. Это парадоксальное утверждение можно услышать от многих современных дизайнеров. И даже больше: бывает, что композиция вовсе не имеет ничего общего с ее визуальной подачей. Тогда ситуацию спасает реклама, ловко соединяющая все воедино.

За дизайном флаконов стоит интересная, немного романтичная, но все же тяжелая работа. Пьеру Динану, например, пришлось работать над Fendi de Fendi не один год, пока наконец был принят окончательный вариант, выбранный среди сотен эскизов мастера. В арсенале Динана работы для Dior, Givenchy, Paco Rabanne Opium. Кстати, последний создан по идее Ив Сен-Лорана под впечатлениями после употребления ЛСД – получилась огненно-золотая имитация самурайской шкатулочки для табака и опиума. А вот Тьерри де Башмакофф, который создает флаконы для Burberry, Bvlgari, Balmain и т.д., когда-то ради увлечения лепил их из пластилина. Исходя из личного опыта, он утверждает: в этом мастерстве существуют свои границы – стиль бренда и, конечно, бюджет. А также у заказчиков часто уже есть свои видения, которые необходимо воплотить.

Как бы там ни было, выражение «любить глазами» не обходит стороной парфюмерию. Сложно сегодня представить аромат без его наряда, будь то лаконичный флакон Kenzo Flower by Kenzo, созданный Сержем Мансо, или шикарный J’Adore Diore – дело рук Эрве ван дер Стратена.